СОДЕРЖАНИЕ ▫ Предисловие ▒ Глава I ПУТЬ К ХРАМУ ▫ Откровение веры ▫ Путь к храму ▫ Храм ▫ Икона ▫ Что такое Церковь? ▫ Библия — Книга книг ▫ Писание. Предание ▫ Духом Твоим Святым ▫ О молитве ▫ Вы свободны! ▒ Глава II РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ЦИКЛ ПРАЗДНИКОВ ▫ Церковный год. Ч. 1 ▫ Церковный год. Ч. 2 ▫ Рождество Пресвятой Богородицы ▫ Заступница усердная (О почитании Божией Матери) ▫ Воздвижение Честного и животворящего Креста Господня ▫ Покров Пресвятой Богородицы ▫ Об ангельском мире ▫ Введение во храм Пресвятой Богородицы ▫ Правило веры и образ кротости (О святителе Николае Чудотворце) ▫ С Рождеством Христовым! ▫ Чудо ▫ Земное — небесное ▫ «Се, Человек...» ▫ Свет Неприступный ▫ Таинство Крещения ▫ Изъяснение православного Символа веры ▫ Хлеб жизни (О литургии и символике церковных облачений) ▫ Иоанн Златоуст — вселенский учитель ▫ «Ныне отпущаеши...» (О празднике Сретения Господня) |
▒ Глава III ПАСХАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ПРАЗДНИКОВ ▫ Великий пост (Святая Четыредесятница) ▫ Светлая печаль ▫ Покаяние ▫ Таинство исповеди ▫ Жить по Христу ▫ С кем вы? (Таинство соборования) ▫ «Да будет Мне по слову Твоему» (О празднике Благовещения Пресвятой Богородицы) ▫ Страстная седмица — преддверие Пасхи ▫ «Победил ад Сошедший во ад» ▫ Пасха Христова ▫ Радоница (О православном понимании смерти) ▫ Жены-мироносицы (О женском служении в Церкви) ▒ Глава IV ТРОИЦКИЙ ЦИКЛ ПРАЗДНИКОВ ▫ Таинство брака ▫ Вознесение Господне ▫ Троица — Святая Пятидесятница ▫ О языке нашей Церкви ▫ Наречение имени ▫ Первоверховные учители. Часть1. Петр ▫ Часть 2.Павел ▫ В ангельском образе (О монашестве и монашествующих) ▫ Игумен Земли Русской (О преподобном Сергии Радонежском) ▫ «Бог нам прибежище и сила...» (Уроки русской истории) ▫ О пророческом служении ▫ Преображение Господне ▫ Успение Пресвятой Богородицы ▫ Научимся благодарить ▫ Систематическая справка |
|
«ЖИТЬ ПО ХРИСТУ» (Фрагмент книги)
Неумолимо движется время, приближая нас ко Второму Пришествию Христа и Страшному Суду. Экологические катастрофы, социальные конфликты и экономические неурядицы, пугая нас, свидетельствуют о неизлечимых болезнях мира. Какой бы мы ни налаживали порядок, какого бы материального благополучия ни достигали — неискоренимо зло в мире. Для скольких чутких сердец это главный повод для уныния и отчаяния. И как современный человек пытается избежать этих размышлений! Он мечется, ищет выхода, тычется вовсе двери, во всех. |
Пока мы не ощущаем этой радости, наше христианское сознание еще не вполне христианское, а скорее языческое. Язычество понимает Бога как нечто внешнее, в христианстве же Бог открывается людям как созидатель личностного начала каждого человека, то есть центр нашего «я». Бог для язычества — это что-то внешнее. В язычестве встреча с богом нежелательна, не нужна, это страшное событие в обыденном понимании. В христианстве — это миг, которого мы вожделенно ждем, чтобы совершиться, завершиться... Христиане с первого века ждут второго Пришествия Христа. Вся жизнь и проповедь Древней Церкви была ожиданием его. И затем вся история Церкви наполнена сонмом святых, ожидающих Бога. Мы должны попытаться понять само пророчество о Страшном Суде с высоты всего священного предания Церкви. |
|
подталкивают кверху, других низвергают. На пути к Богу есть свои заставы, преграды, искушения, и своя помощь. В сущности как похоже это на наш жизненный путь здесь на земле: уже здесь мы встречаем преграды, искушения, и здесь же нам подается помощь, — уже здесь мы приближаемся к Богу или удаляемся от Него. |
закончится этап человеческой истории, закончится время и наступит вечность. Сможем ли мы войти в нее, зависит от того, насколько мы будем готовы, насколько мы сможем здесь уже научиться, уподобиться Христу. Это и цель наша, и задача, и призвание. Здесь мы находимся как бы в процессе становления, в странническом пути ко Христу. И здесь уже творится суд. Ибо «Суд состоит в том, что свет пришел в мир», говорится в Евангелии, — теперь мы реально можем увидеть себя. Где мы? Куда мы идем? Суд — это не наказание, а на протяжении жизни нескончаемый диалог со своей совестью, которая есть весточка от Бога человеку. |
|
то, что совершается в нас все время. Это диалектический спор между нашими мыслями, эмоциями, чувствами, действиями и нашей совестью, которая, как судья, стоит перед нами, и перед ней, как перед судьей, стоим мы. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5, 25). |
является недостаточным для христианина, он здесь — временный постоялец и работник, он еще не завершен во всей своей целостности. Но кое-что в нас уже сейчас, пусть в зачаточном виде, но принадлежит Царствию Небесному. А что-то продолжает оставаться хаосом, безводной пустыней. От нас зависит трудом и верой превратить себя в райский сад. Мы должны смотреть на себя проницательно и сосредоточенно, как художник смотрит на Богом вложенный в его руки сырой материал. Что ты сделаешь с ним? Красоту, гармонию вечной жизни — или разрушишь окончательно? В том и свобода человека, что он волен выбирать между жизнью и смертью, между строительством себя по Христу и безответственным небрежением. |
| на главную страницу |