Небезобидный хоровод(По поводу «духовно-педагогической» деятельности священника Анатолия Гармаева.)Уже несколько лет пастыри нашей Церкви и церковная общественность горячо обсуждают принявшую широкий размах педагогическую практику священника Анатолия Гармаева. В рамках Рождественских чтений не раз устраивались конференции по его книгам, люди высказывали свои вопросы, сомнения, недоумения: кто-то с трибуны, кто-то в кулуарах. |
|
Кто не знает проблем наших семей!? Это военная встреча самолюбий, не видящих друг друга, не желающих терпеть, не умеющих уступать; безденежье, усталость от борьбы с бюрократической машиной, тормозящей все творческие процессы жизни; неразрешимый квартирный вопрос, и дети, дети! косности школы – а ко всему этому, еще и мировоззренческий кризис, который черной тучей накрыл Россию: рушились идеалы, таяли опоры, на которых держалась и внешняя, и внутренняя жизнь общества. Семьи лихорадило – все искали спасения, где только можно, в том числе и у семейных психологов.Вот эту-то роль и взял на себя А. Гармаев. Надо сказать, что методик работы с семьей сегодня разработано много – семейная психология научилась сглаживать углы, выводить в смежные поля угнетающие семью эмоции и вообще научилась учить супругов "не есть" друг друга в целях разумного эгоизма. Эта семейная психология не ставила никогда духовных задач, а оставалась лишь family- терапией, пытаясь нашу русскую "карамазовскую" семью с ее вечно горящими неугасимыми страстями, привести к некоему культурному виду. |
Надо просто захотеть и научиться! Для успеха дела лучше всего сначала "сорвать" человека с корней, оторвать от дел, от дома, вывезти на природу, в горы, в лес, в чисто поле – а там уж можно "воздействовать" и задавать новый алгоритм его поведению, мышлению и даже… чувству. Этот метод был хорошо разработан в высших партийных и комсомольских школах: выездные учебы давали результаты значительно более высокие, чем традиционная оседлая школа, соседствующая с домом и с прочими, привычными для человека узами. Предпосылки успеха "школы поселений"
Первый лагерь-поселение был организован в 1980 году. |
Всем известно, что человек, не имеющий крепкого мировоззрения, или утративший его – мечется. "Зачем мятутся народы?" Мятутся, потому что смятение, брожение есть естественное состояние падшего разума. Это мятущееся состояние – наследие нашей раненой грехом природы. Крепость и народ, и человек обретают в Крепком – "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный…" |
Есть и третья причина успеха поселений – но о ней говорить пока не будем, так как она кроется в тайне личности "учителя", не столько в его организаторских талантах, сколько в его способности вести за собой, убеждать, в особой природе его силы притяжения людей. |
И вот… долгожданный лагерь, где семьи оказались свободными от своих естественных родовых связей, которые всегда тяжелы; рядом была другая семья, тоже сорванная с корней. Это было новое "чисто поле" жизни, где установками "учителя" задавались новые, так сказать, "полевые" связи. К ним бы и надо относиться как к отпускным, а не как к сущностным и реальным; надо было бы сознаться себе, что правда осталась дома, и она нам не в подъем; но вот отдохнем немножко, поиграем – и взвалим опять эту тягу земную на плечи – кому ж ее передашь!
(Песня над озером. Лирика Средневековой Кореи. М.: Наука, 1971. с.110.) Зная эту мудрость сердцем, но, не имея сил следовать ей, надорвавшись, не зная, к кому, куда бежать за помощью (не забудем, что это 80-ые) – семьи или отдельные супруги, отцы, матери ухватились за эти "полевые" рецепты "учителя Гармаева", за новые алгоритмы понимания жизни и поведения, и, отступая от своих представлений, от своего бесценного сокровища – личного опыта, заглушая голос своей интуиции – двинулись в поход новой жизни и оказались неожиданно… в другом пространстве. |
|
Вечерние проговоры – неусыпное око, страж не только выполнения уклада, но и прожитого дня, внутренней жизни человека, его переживаний, чувств. Во время проговоров следили за тем, как исполняются заданные установки. Проговоры обычно устраивались перед сном, что тоже не случайно: засыпали люди не с живыми впечатлениями дня, а с впечатлениями от рефлексии, от публичного "препарирования" их живых впечатлений, да и самой их душевной жизни. |
Еще одна тема для проговоров: "Когда у меня работает выскочка" – здесь надо было отчитываться о своей словесной реакции, ловить себя на быстром "невыдержанном" слове. Ведь установка была – "Не отвечать сразу ни на что, а сосчитать про себя до десяти!" Диалог, таким образом, неизбежно принимал искусственные, рациональные формы, непосредственность реакции реально исчезала. |
"Магический кристалл" гармаевской педагогики – заданное групповое действие-движение. Любая установка реализуется, то есть проникает внутрь человека, срастается с его реакциями – в движении. Вот и задаются различные виды деятельности-движения, задаются и по содержанию (направлению, структуре), и по форме (скорости, темпо-ритму и общему периоду, времени движения). Эта заданность движения начинается с утреннего прослушивания лекций "учителя" и заканчивается хронометрированным вечерним "проговором". |
Вот небольшие и самые безобидные "картинки с выставки". |
Вот краешек мертвой петли метода НЛП – а попросту заморочивание словом, интонацией, личной самоуверенностью, которая на нормальных людей действует гипнотически – таким уверенным может быть только правый, убежденный… Значит, мы чего-то не понимаем… |
Так описываемый психолого-педагогический эксперимент дал невиданные социальные результаты – в процессе этой искусственно смоделированной жизни-игры возникла реальная новая общность – гармаевцы! |
Позволим себе некоторое отступление о хороводе. |
В середине 80-х пошли кружить "гармаевские хороводы" по всей-то нашей земле. |
И вот с 1988 года, по понятным социальным причинам, русские лагеря Гармаева плавно перешли в лагеря православные. Поселения стали ставить под монастырями: Шамордино, Оптина пустынь, Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью, Троице-Сергиева лавра и т. д. |
Людям задавались серьезнейшие, затрагивающие глубины их личности и судьбы темы для проговоров в кружках, причем с ограничением времени. Игра не скрывала себя, хранители времени подгоняли всех, а люди все-таки хотели выполнить задание и открывали в этих совершенно не сокровенных условиях свои души. Коллективная исповедальность создавала страшную неловкость и "повязывала" слушающих какой-то роковой нитью. Тайна, ставшая публичной, делала человека "голым среди волков". Встречаясь с кем-то из своего кружка, вы не могли избавиться от "услышанного от него". Неестественность самой этой ситуации была столь вопиющей, что хотелось только одного – молчать и заткнуть уши, чтобы как-то вернуться к жизни. Но большинство людей с каким-то даже удовольствием говорили о своих проблемах. Видно было, что заданная установка не смущает их: стыд, охранявший сокровенные тайны их души, был уже убит. |
Затем кружки докладывали "учителю" о том, что им удалось "совместно добыть из наших душ", все это публично обобщалось, а затем предлагалась новая тема для проговора, естественно с ограничением времени. Кто не "сломался" на первом круге, должен был "пасть" под жерновом второго или, в крайнем случае, третьего. Быть там и оставаться самим собой не предполагалось. |
Вот эта-то болезненная ревность и есть первый признак духовной несвободы, вовлеченности в некое мистическое поле, поле духовной зависимости. |
Педагогика – духовный процесс, и потому тревожащая многих практика священника Анатолия Гармаева должна быть осмыслена сегодня еще и в категориях духовной целостности земного бытия, отражающих связь внутриличностной жизни человека с окружающим его общественным пространством и природой. 1 См. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Собр. соч. т. 2. 2 О взаимосвязи пространства и среды см. Священник П. Флоренский. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. |
Этим словосочетанием могут быть названы разные формы общения: и беседа, и совместная деятельность, и отдых, и молчание, и любовь… Но есть одно непременное условие для зарождения и течения этого удивительного процесса духовного диалога – он не может быть целевым. Он возникает тогда, когда нет задачи управлять человеком, прививать ему свои взгляды, добиваться какого-то определенного поведения, чувства. Поэтому настоящий духовный диалог может возникнуть только из со-бытия, из всех возможных форм жизни и деятельности, свободных от обмана, насилия и использования человека в своих целях. |
Духовный диалог в начале своем, в первой фазе рождает в человеке – не центростремителен, а центробежен по своим энергетическим токам. "Работать Господеви" – это не стремиться к себе, к своему душевному и физическому комфорту, не носиться с собой как с писаной торбой, а уходить от себя, не говорить о себе, а забывать себя – для дела, для труда, для любви, для вслушивания в жизнь. |
Опыт бытования в этом духовно-педагогическом пространстве уникален, он запоминается не как факт обыденной жизни, а как причастность высшей жизни, высшему, открывающемуся нам общению. Это пребывание в духовной зоне ближайшего развития (1). И дает оно краткий, но реальный личный духовный опыт, опыт благого бытия – со-бытия. 1 О зоне ближайшего развития см. Выготский Л.С. Собр.соч. в 2-ч т. Т.1. М., 1982. с. 250-252. |
Так "духовная вселенная" человека получает новый ОБРАЗ, который какое-то время, как некий начальный "логос", будет хранить границы святого внутреннего пространства личности, удерживать его в целостности обращенностью к высшим истинам, к сущностному центру жизни. |
Сейчас, кроме бытовых и служебных диалогов, против которых мы, конечно, ничего не имеем, получили невиданное распространение "скоропомощные, спасительные" психотерапевтические формы диалога. Такой диалог, в первой своей фазе почти всегда – экспозиционный, активизирующий конкретную психологическую реальность личности, привлекающий внимание именно к той психофизической и духовной ограниченности, которая и для самого человека является камнем преткновения. Если это разговор двоих, врача и пациента, то это, по сути, душевная хирургия, а никак не терапия, и мера нанесенного вреда будет зависеть только от квалификации "врачующего". Но если в поле такого психотерапевтического диалога будут втянуты несколько людей, – в нем начнутся другие, социо-психологические процессы. Какие же? |
Так диалог, выводящий внутреннее бытие во внешнее создает мощное силовое поле. Какие процессы пойдут в нем? |
Единственным исключением здесь у нас является Церковь, собрание, с Духом Святым, Который не унижает человека управлением, а пробуждает к жизни его духовные силы – освобождает и вдохновляет. Духовно-педагогическое пространство, которое мы описывали ранее как некоторый онтологический феномен, есть продолжение этого длящегося чуда Церкви – "где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них". Но непременным условием этого собрания с Духом является устремленность каждого именно к Нему. Душа человека бежит к Священному Центру, в ней самой нарастают силы центробежные, а в возникающей новой общности – центростремительные. |
К тому же, говорить о себе плохо или хорошо – это все равно "говорить о себе". Презентация своих чувств рождает горячую любовь к ним, самолюбие торжествует победу, питаемое центростремительными силами "отрицательного эгоизма". В этом множестве довлеющих себе автономностей естественно зарождаются вихревые силы борьбы и противостояния. Энергетическое поле насыщается ими и "жаждет" центра, чтобы упорядочить себя, стать пространством, "вселенной". Человек же внутри этого поля также жаждет центра, чтобы хоть как-то организовать свою внутреннюю жизнь, в которой пробита гигантская "брешь". |
Энергетическое поле такого "антипространства", замораживающее все живое, может быть очень сильным, в зависимости от того, какова сила "сосущего" центра. Вот откуда мощь неправедного братства! Она может возникнуть не только из союза на крови, но и от мистической (не хочется говорить духовной) связи. Связи, которая лишает человека свободы воли, чувства, желания, личного пути. |
В Волгограде работает уже несколько лет педагогическая школа Гармаева (училище), теперь он – священник, и тем для многих приобрел законные полномочия духовного водительства. Одна за другой выходят его наставнические книги, о которых говорить никак нельзя. С одной стороны нельзя, потому что нельзя касаться высоты и авторитета "учителя", с другой – нельзя, потому что вообще нельзя серьезно относиться и пытаться научно разобрать шаманский заговор. А издания А. Гармаева это именно расшифровки его лекций, наговоренных для прослушивания, для создания определенных установок у людей. |
Одна прекрасная украинская поговорка гласит – "Чтобы понять, что окорок тухлый, не надо его есть весь!" Дух, мертвый и мертвящий дух, больше, чем, что бы то ни было, обличает и книги, и практику, и учителей, "испеченных" в гармаевской школе. |
Кто тут устоит?.. А надо стоять! Человек подавленный, жаждет подавлять других, униженный – унижать, тот, у кого, заморочив, отняли волю, сбили с пути, выдернули из родной колеи – будет неудержимо рваться к наставничеству, потому что только там он обретет некое подобие былой полноты. Только там его самолюбие получит тайное удовлетворение, и чувство личного превосходства, теперь уже увенчанное лаврами, возляжет на душу, как ее надгробная плита. |
Новые книги наполняют церковные прилавки, приучают нас к "НЛПишным" технологиям, приемам, приручают: "И на что вам ваша свобода, одни хлопоты от нее и грехи!" И то правда! – умно учат, умело говорят, льют новый "свет православия". Нет вопросов! Вот все больше людей вокруг и хотят быть учителями, чтобы тоже всех учить… Группа православных педагогов. Москва. |
на главную страницу |