СОДЕРЖАНИЕ ▒ Искание высот (Образы современной педагогики) ▒ Диалог как пространство со-бытия (Концептуальные основы диалога как духовно-педагогического метода) ▒ Наши проблемы ▒ Учимся учить (Поиск православного метода в педагогике) ▒ Видеть, слышать, чувствовать… (Сократическая беседа и слайд-фильм как средство христианского воспитания) ▒ Какой может быть воскресная школа сегодня (Концептуальный проект современной воскресной школы) |
▒ Предисловие
Может быть одной из самых насущных проблем времени является сегодня духовное развитие личности, становление человека в человеке – искание высот. Этому и посвящены наши статьи. В одних мы рассматриваем эту проблему со стороны методологической, осмысливая возможности диалога как метода духовного воспитания («Диалог как пространство со-бытия»). В других пытаемся обнаружить живые педагогические силы времени («Искание высот»). И наконец, в поле нашего внимания попадает наша школа — как общественный институт и церковная школа — как школа жизни («Наши проблемы», «Концептуальный проект воскресной школы»).* Статьи «Наши проблемы», «Поиск православного метода в педагогике», «Видеть, слышать, чувствовать» и Концептуальный проект современной воскресной школы были ранее напечатаны в нашей книге «Православная школа сегодня» (Изд. Владимирской епархии 1996,2000). |
(Образы современной педагогики)
Всем хорошо известно, что педагогика, как искусство воспитания, существует не в абстрактной идее, а в четко означенном времени и пространстве. Во всякое время каждый народ рождает свои школы. |
Чтобы разобраться в этих вопросах, нам нужно, прежде всего, посмотреть на самого ребенка. Ребенок всегда находится как бы на перекрестии трех стремительных потоков, влекущих его каждый в свою сторону: архетипа народа, своей личностной индивидуальности и общепризнанного комплекса ценностей, господствующего в обществе в данное конкретное время. |
неприятные переживания, оно не может повлиять на их внутреннюю структуру, а механизм тонких психических и реакций. Оно для них лишь полоса жизни: она некогда началась, но непременно когда-нибудь закончится: все проходит, пройдет и это. Такое ощущение вселяет здоровый исторический оптимизм, и рождает желание бороться. |
Но возрастная педагогика на многих примерах показала, что есть объективные законы внутреннего роста человека, которые нельзя нарушать безнаказанно. Ранний детский прагматизм и приспособленчество, ни к чему хорошему привести не могут. |
Последняя имеет сегодня множество необычных проявлений. Это уже не капризы по поводу еды, сна и труда, это устойчивый фон неадекватных реакций организма на саму жизнь. Это какая-то постоянная готовность к отступлению при малейшем давлении. И, конечно же, удручающая массовая пассивность детей. |
Школа держит этот огненный фронт. Но делать этой ей с каждым годом становится все труднее. Еще совсем недавно воспитательная работа в школе считалась одной из самых важных. Тут было и нравственно-эстетическое воспитание, и интеллектуальное, и трудовое, и патриотическое, и физическое. Формы работы тоже были самые разнообразные: лектории кружки, факультативы, слеты, походы, секции, кружки. Да и люди, занимавшиеся этим хлопотным делом, далеко не всегда были тоталитаристски настроены. Многие просто любили детей и помогали им раскрыть себя. |
Не стоит питать иллюзий: впереди у нас трудное время. И нужно думать, как в это трудное время растить детей, что противопоставить агрессивности среды и что мы реально можем сделать. Ведь не секрет, что возможности школы, родителей, да и всего общества в воспитании подрастающего поколения непостижимым образом, оказались ограниченными. В родных семьях дети вырастают «иностранцами». Отчуждение между ними и родителями растет. Это несомненно оборотная сторона той «западнизации» (не очень красивый, но точный термин А. Зиновьева), которая как откатная волна накрыла Россию 90-х годов. |
Диалог — это не сиюминутная психологически адекватная реактивность личности, а постоянное чувствование высшего закона бытия, преимущества духовного начала над материальным. |
как реальное поле приложения его сил, как личный ответственный выбор, как желание, вслед за другими, свидетельствовать о свете, который пришел в мир. |
чувствовать себя брошенным. Надо стараться сегодня больше быть с ним рядом, двигаться бок о бок по жизни, пояснять, комментировать все, что он видит, ведь ребенок не может сам сделать никаких поправок: он живет здесь и теперь, и все для него по правде и навсегда. Педагог должен помочь ребенку справиться с его сиюминутным переживанием, объяснить, что как бы остро и болезненно оно ни было, оно непременно пройдет, преобразуется, послужит чему-то в будущем. |
игра, которой они легко овладевают, многим спасает жизнь. |
«С кем ты живешь?» ответила: «Я, мама, папа и телевизор». На самом деле телевизор воспринимается детьми часто как живое существо. Он безусловно имеет авторитет, он — приятель, он развлекает, с ним никогда не бывает скучно. К тому же он ничего тебя не заставляет делать. |
детского впечатления, соединить личные переживания ребенка с духовным опытом всего человечества. Как это сделать? |
Душа ребенка незлобива и пластична, от внимания они быстро раскрываются. И угнетенные робкие дети, и прагматичные хитрецы не в состоянии противостоять созидательному действию диалога. Когда мы слушаем и слышим ребенка, мы невольно и его приучаем внимать, думать, соотносить одно явление с другим. |
соблазну начальствования, подавления личностного начала: самые сильные и решительные просто уйдут от вас, а из тех, что останутся, могут получиться приспособленцы и конформисты. Мы должны помочь осуществиться уже зарожденному, а не пытаться спроектировать «хорошего человека». Только при таком подходе мы можем сохранить те тонкие неведомые нам внутренние структуры, которые составляют саму сущность личности человека. |
Воспитание личностного начала, может быть, сегодня самое трудное и самое нужное дело. По-настоящему только личность в союзе с Истиной способна противостоять злу, способна мыслить, верить и действовать. |
на главную страницу |