От Автора

Педагоги и родители многократно обращались ко мне с просьбой: «Пустите на свой урок, дайте посмотреть, как вы говорите и общаетесь с детьми!» Но всех желающих пустить не удается, да и из одного урока мало что будет понятно, тем более, что уроки бывают разные. Поэтому пришла мысль описать ход нескольких уроков, выявив их внутренние связи.

Затем стало понятно, что надо пояснять выбор учебных действий и ход диалога – отсюда возник комментарий. Теория, как мы поняли с годами, должна быть растворена в искусстве урока, иначе, отрываясь от непосредственного наблюдения, действия, она становится соблазном для нашего падкого на скорые выводы ума. Вот так, по требованию времени, возникла книга нового жанра – открытый урок; она соединила в себе теорию и практику современной духовно ориентированной педагогики.

В книге представлены методические разработки занятий 1997/ 1998 учебного года, которые были проведены с детьми 7-8 лет. Учебные группы интеллектуального, эстетического и духовного развития мы вели с 1994 года; они охватывали детей 7, 10-12 и 15 лет. Пока удалось обработать и прокомментировать только один год занятий.

Мы поместили в книгу большое количество детских рисунков, которые были сделаны на наших занятиях и дома. Они должны создать эффект присутствия: читатели станут зрителями, участниками наших просмотров. Педагог же научится отличать подлинный, «неприглаженный» детский рисунок, результат живого творчества сердца, от широко внедряемой тематической учебной поделки, которая творческую активность детей просто подавляет.

Мы не должны забывать, что педагогика существует не в безвоздушном пространстве, а в реальном месте-времени. Поэтому нашей программе «Лето Господне» предшествуют статьи о сегодняшнем духовно-педагогическом пространстве России, о положении нашей школы, наших детей, о возможных путях духовного диалога.

Надеемся, что наша книга поможет педагогам в организации учебного диалога с детьми и послужит развитию творческой духовной педагогики нашей неумирающей России.

Л. Сурова

Наша школа, наш ребенок